Мор. Утопия

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Мор. Утопия » Письма из прошлого » Письмо №3. В тени Театра


Письмо №3. В тени Театра

Сообщений 1 страница 29 из 29

1

Участники: Марк Бессмертник, Виктория Ольгимская-младшая.
Время и место: 1 год назад, Город-на-Горхоне.
Идея: более близкое знакомство необычных соседей - эксцентричного кукловода и юной наследницы Светлой Хозяйки.

Отредактировано Марк Бессмертник (2011-07-22 08:30:23)

0

2

Шнурочная площадь на берегу притока Горхона была одним из самых красивых мест Города, с удобными скамейками и огороженным тихим сквером. Но главной её достопримечательностью являлся, конечно же, не он, а городской Театр.
Дневное представление предназначалось для самой юной публики. Детишки с восторгом и живым любопытством во взгляде шумно перешёптывались, поднимаясь на цыпочки, чтобы получше рассмотреть происходящее на высокой для их роста сцене. И отчего-то казалось, что именно к ним, детям Города, с мягкой улыбкой протягивало руки настенное изображение Белой Виктории. На подмостках же оживала очередная сказка. Две немного обветшалые от времени, но оттого ещё более трогательные куклы двигались так легко и естественно, как будто жили сами по себе. Но стоило приглядеться - и можно было заметить поблёскивающие в лучах прожектора тоненькие лески, тянувшиеся вверх к ловким пальцам опытного кукловода. Тот не скрывался за ширмой, зная, что в ней нет необходимости, когда настолько неуловима связь между ним и марионетками. Ведь даже на жутковатую свиту хозяина Театра - маячивших вне сцены Масок - дети не обращали особого внимания, полностью сосредоточив оное на героях забавной короткой пьесы и внимая вкрадчивому полушёпоту повествователя.
- И тогда старший сын ответил отцу: "Я ухожу из дома на поиски волшебной подземной страны..."
Глаза артиста едва заметно сверкали тем особенным блеском, что присущ людям в момент свершения того, для чего они были рождены, ради чего живут и за что готовы эту жизнь без сожаления отдать. По привычке, оставшейся с прошлого, которое он нисколько не желал вспоминать, Марк следил за собравшимися, подмечая разницу характеров, степень заинтересованности и, самое главное, реакцию на представление. Каждый раз, когда эмоции маленьких слушателей сменяли друг друга в такт развитию незамысловатого сюжета и движениям кукол, на лице маэстро сквозила лукавая ухмылка. Ему доставляло немалое удовольствие управлять реакцией окружающих. Ведь это создавало впечатление, будто кукловод вёл за нити не только безвольных марионеток, но и ничего не подозревающих зрителей.
Однако некая смутно знакомая сила, присутствовавшая в тот день среди небольшой толпы, мешала ему отвлекаться от работы. Совсем еле ощутимо, почти незаметно. Но был в этом сомнении явный отголосок ещё не забытого прошлого. Слегка прищурившись, Марк обвёл взглядом публику, выискивая показавшееся знакомым лицо, тем временем как его руки продолжали изящные в своей виртуозности движения.
"Пора бы и завершать..."

Отредактировано Марк Бессмертник (2011-07-21 14:41:04)

+1

3

Театр всегда был - или казался Капелле - совершенно особенным, чудесным и волшебным местом.
Здесь словно бы оживали сказки, и если не приглядываться, можно было и не замечать мелочи, намекающие на наигранность происходящего. Если не смотреть, можно и не видеть блестящих лесок. Если не вслушиваться - можно и не узнавать голос бессменного режиссера. Если вглядываться только в движения кукол, можно, правда, увидеть их живыми...
Капелла помнила, как ещё совсем недавно - разве так уж много - десять лет? - она правда верила в то, что всё, происходящее на сцене - взаправду. Что куклы живые, и после представления пьют чай и обсуждают своих юных зрителей. Или и вовсе уходят в сыгранную сказку и живут там до следующего представления. Да. Тогда мир был добрее и проще, и она думала, что помнит все сказки мира наперечет и верила, что все они были и живут если не за углом, то в Столице точно.
Вера ушла с возрастом - довольно быстро, надо сказать - но младшая Ольгимская всё равно любила ходить на представления. Уже не столько затем, чтобы поверить в сказку, сколько для того, чтобы посмотреть на волшебство искусства. На детские лица - сосредоточенные, веселые, грустные. На смутно виднеющуюся в полумраке тень кукловода. На масок - когда-то пугавших её до дрожи. Послушать тишину - тишину благоговейного молчания, невозможного, но случившегося. Кукловод говорил полушепотом, но его было прекрасно слышно - ведь дети, обычно непоседливые и громкие до ужаса, молчали. Приоткрыв рты, привстав на цыпочки, чтобы лучше видеть...
"Колдовство. Ребятишки из легенды, завороженные флейтой Крысолова"
Мать, изображенная на стене, улыбалась, не глядя на непутевую дочь. Помнится, в детстве, когда она умерла, Капелла ходила в Театр чуть ли не каждый день. Не одна, конечно - тянула за собой то отца, то брата, вызывала у старшего раздражение, у младшего недоумение... Они считали, что плакать нужно на кладбище, но там маленькой Виктории не нравилось. Могила не вызывала никаких ассоциаций с матерью, да и тянуло на кладбище слезами и трупами... В Театре было другое - в Театре мама вечно протягивала руки со стены, с портрета, и волшебство человеческой веры, атмосфера тайны, казалось, были её заслугой.
Представление плавно шло к концу, и Капелла решила не спешить пока домой - там прохладно и тихо, книга дочитана вчера почти ночью, а за новую браться не хочется...
"Пойду к Жилке. Там сейчас так красиво..."

+1

4

Взгляд Бессмертника остановился на юной особе, заметно возвышающейся над прочей собравшейся публикой. Но отнюдь не это казалось непривычным. Рыжеволосая девочка смотрела куда угодно, только не на кукол, и даже не на ведущего их служителя искусства. В её взгляде, направленном то на детей, то вовсе куда-то вдаль, на декорации, читалась меланхолия воспоминаний. "Таковая свойственна, может быть, пожилым людям или философам, но никак не подросткам её возраста... Кого же она напоминает мне?"
- Так сын купца стал хранителем тайн подземной страны. Но в родной дом не вернулся. А о волшебном колодце больше никто, кроме него, не узнал. - завершил Бессмертник, жестом подозвав одного из Трагиков и бережно передав ему марионеток. Зал огласил звон сбивчивых аплодисментов маленьких ладошек. Одарив благодарных зрителей белозубой приторной улыбкой, кукловод согнулся в низком поклоне, всё же до последнего момента не спуская глаз с направившихся к выходу печальных и восторженных лиц. И хорошо, что никто сегодня не подбежал к нему, превозмогая стеснительность, чтобы узнать продолжение сказки.
Неспешно размяв неприятно хрустнувшие пальцы, Марк забрал трость и стал спускаться с невысокой боковой лестницы. Объект интереса, кажется, тоже собирался уйти, и куда охотнее, чем остальные, сожалевшие об окончании представления.
"Дочь... дочь Ольгимских? Быть не может, как стала похожа на свою мать! Взглянуть бы поближе... так-так-так..."
Едва заметный знак рукой и лёгкий кивок - и угрюмо сгорбленный Исполнитель, выплыв из полумрака, преградил посетительнице путь, пристально глядя неживыми глазами маски. Глухое эхо шагов режиссёра постепенно приближалось, звуча всё отчётливее.

0

5

Представление окончилось, и волшебная тишина разом разлетелась на тысячи осколков - как стекло от удара о мостовую. Дети разом засмеялись, закричали, захлопали, очарование благоговейного молчания развеялось, как дым, и Капелла едва заметно поморщилась. Нет, она любила детский смех, любила и аплодисменты. Но атмосфера творящейся сказки, завораживающей зрителей, нравилась ей куда больше.
Она ударила ладонью о ладонь, больше отдавая должное мастерству артиста, отвела взгляд от яркой улыбки кукольника. Куклы уже исчезли в руках одной из Масок, дети хлынули к выходу - в распахнувшуюся дверь вливался яркий солнечный свет. Капелла встряхнулась, осторожно сделала несколько шагов вместе со всеми. Ей успели пару раз наступить на ногу, она сама только с трудом удержалась от столкновения с каким-то излишне целеустремленным малышом... Каждый раз после представления в Театре творилась такая вакханалия, и Капелле каждый раз казалось, что её рано или поздно затопчут, а уж о том, чтобы отстраняться от нечаянных прикосновений и речи не было.
Впрочем, это можно было терпеть - и галдеж, и столпотворение - ради ощущения ожившего чуда.
Наконец, поток юных зрителей, стремящихся выйти на свет, несколько поредел, и юная Ольгимская тоже направилась к выходу, аккуратно отстраняя немногочисленных малышей, не успевших выбежать наружу в первых рядах. Она уже была не совсем здесь - представляла, как купит орешков в ближайшей лавке и пойдет на речку, усядется на парапете набережной... Солнечный свет, перспектива сластей и приятного времяпрепровождения манили Капеллу, тянули, как магнитом.
"И отец не будет беспокоиться. Сам отпустил до самого вечера..."
Заступивший ей дорогу Исполнитель оказался для девочки полной неожиданностью. Мгновенно проснулась память - она, когда была совсем маленькой, до ужаса боялась строгих клювастых птиц. Настолько, что вцеплялась в мать и закрывала глаза, чтобы только не видеть немую жуть.
Сейчас это, конечно, уже прошло - в четырнадцать лет глупо бояться таких мелких страхов. И всё-таки внезапно преградившая путь Маска была жутковата.
Капелла аккуратно попыталась обойти Исполнителя, но быстро поняла, что это затея гиблая - вроде и не двигаясь, Маска оказывалась точно между ней и дверью.
"Чем дальше, тем смешней... Или страшней? Я не помню..."
Впрочем, благодаря чутью, испуга не было. Только безграничное недоумение.
"Стоп. Шаги?.."
Капелла медленно обернулась и скрестила руки на груди, невольно копируя отцовскую позу. Впрочем, в исполнении отца это смотрелось грозно, а в её - наверняка смешно.

Отредактировано Виктория Ольгимская мл. (2011-07-21 20:00:40)

+2

6

Увидев, что гостья всё-таки соизволила остановиться и обернуться к нему, Марк ещё по приближении вернул выражению лица тот же слащавый оскал, которым провожал верных слушателей. Впрочем, зная её семью, вряд ли столь фальшивый ход доброжелательности мог сработать хоть в какой-то степени. Скорее, сказывалась привычка, постепенно возникшая из рабочего долга.
"А одета, между прочим, со вкусом. Уверен, в ней есть чуткость к прекрасному..."
В течение повисшей недолгой паузы режиссёр беззастенчиво обвёл Капеллу оценивающим взглядом с веснушек до ботинок. Сходство с матерью, как оказалось, было явным лишь издалека, и проявлялось в большей мере не внешне, а на неком нематериальном уровне. Наконец неестественно янтарные глаза заглянули в капеллины бледно-голубые, и казалось, даже глубже, в самую душу, в подсознание...
"Нет, я не ошибался. Светлая. Светлейшая. Ох, только бы не поддаться ностальгии..."
Марк, придерживая трость, драматическим жестом прижал руку к сердцу, протягивая другую ладонью вверх, правда, не снимая перчатку.
- Нижайше прошу прощения за то, что смею задерживать вас, юная леди. Рад приветствовать в моём скромном камерном Театре.
Двери закрылись за последним посетителем, отрезав поток солнечного света.
- И, наверное, не представиться было бы с моей стороны вопиющей бестактностью. Марк Бессмертник, импресарио Масок, к вашим услугам.

Отредактировано Марк Бессмертник (2011-07-21 22:12:21)

+1

7

Человека, спускающегося ей навстречу, Капелла знала, как и все дети Города - в лицо, и не больше. Знала, что он бессменный и, несомненно, талантливейший режиссер, артист и кукловод. Знала его белозубую улыбку, с которой он неизменно выходил на поклон. Знала, что он владеет Театром и ставит пантомимы уже десять лет, если не больше. Но не знала имени и даже не могла предполагать, зачем она могла понадобиться этому человеку.
Наверное, будь Капелла младше - она обязательно откликнулась бы на очарование сказки, которую маэстро творил каждый день. Спросила бы что-нибудь о любимых героях, приняла бы оскал, как искреннюю улыбку... Жаль, но сейчас было уже поздно. Сейчас Капелла уже умела видеть излишность и вычурность жестов,  нарочитость улыбки - "Не улыбайтесь мне так, мне сразу хочется отступить к стене" - и потому терпеливо ждала, что же ей скажут, не размыкая скрещенных перед грудью рук - этакий барьер, интуитивная поза закрытости, отрицания.
И взгляд маэстро ей не то, чтобы не нравился... Настораживал. Так смотрят на неведомых зверушек в зоопарке, тяжело, словно не взглядом окидывая, а ладонью проводя по коже. Нет, неприятный был у маэстро взгляд и Капелла давила в себе желание обернуться - а вдруг Исполнитель, видя, что хозяин уже и сам вышел, ушел куда-нибудь? Тогда можно было бы аккуратно отступить на шаг - почти незаметно, скользяще - а там до двери всего полшага, а от Театра до дома две минуты правильного бега... Удерживала гордость - ей бегать от того, кто пока ещё не сделал ничего дурного? Удерживала убежденность, что к маэстро не стоит поворачиваться спиной, а ещё Капелла на самом-то деле точно знала, что Исполнитель от двери никуда не делся. И не денется, вплоть до отдельного распоряжения.
Но вот маэстро удобнее перехватил трость, так чтобы оставить руки более-менее свободными, и изобразил красивый драматичный жест, значения которого Капелла не знала, и место которому было скорее на сцене, чем в обыденной жизни. Хотя сцена - вот она, да и Театр вокруг... Можно ли называть жизнь здесь обыденной?
"Значит, прощения. Значит, приветствовать.."
Капелла чуть склонила голову, показывая, что услышала и поняла, и тут шедший сзади свет будто бы схлопнулся, негромко стукнула дверь, и сразу стало неуютно. Пути отступления, даже гипотетического и невозможного для использования на практике, не было.
"Нет, плохого не сделает, но всё равно - тревожно".
"Значит, Марк? Хорошее имя, как раз в самую пору"
-Виктория Ольгимская Младшая, - представилась она в ответ, уверенная, что это не нужно, что её уже узнали. Хотела было добавить "Но лучше звать Капеллой" - и не стала. Всё-таки это имя было не для всех, а для тех, к кому она испытывала безоговорочную симпатию.
К Марку таковой пока не наблюдалось.

+1

8

"В ответ руки не подала. Интересно - интуитивно или сознательно? Да ещё и скрестила лапки-то, спрятав, отгородившись... первая реакция, которую вызывает у людей архетип кукловода. Первая, а значит, самая что ни на есть правильная."
Прозвучавшее имя мгновенно слегка ослабило натянутую улыбку, прибавив последней мечтательной естественности.
- Виктория... - чуть тише повторил сказочник, пробуя на вкус каждый звук латинского имени. - Значит, в честь...
Не договорив, Марк оглянулся на фон сцены. Белая Хозяйка, подсвечиваемая тусклым сиянием прожекторов, в послерабочее затишье, как и во время спектаклей, казалась почти живой. И без доли неприязни протягивала к нему руки, как и когда-то: "Погляди, Нина, - золотоглазый странник из Степи..." И стоявшая в ушах канонада стрельбы и криков безумной агонии сходила на нет от одного лишь её доброго взгляда. Да, необычайно редкий случай, когда решения Старших Хозяек совпали. Теперь же Чёрная Нина - точнее, её настенный портрет - противопоставлялась Виктории, глядя гордо и властно, и не на Город, а ввысь, на холодные недосягаемые звёзды... В какой-то момент Бессмертнику показалось, будто изображение роковой повелительницы судеб самодовольно-одобряюще улыбнулось ему.
"От воспоминаний невольно становишься сентиментален. Никуда не годится."
Выйдя из секундного оцепенения, Марк вновь лукаво взглянул на младшую Ольгимскую.
- Вы столь похожи на неё. Признаться, я был... даже удивлён.
"Повод. Нужен повод, чтобы задержать её."
Выдержав задумчивую паузу, он играючи покрутил в руке шафт трости и указал ею на опустевшие подмостки:
- Милое дитя, вы, должно быть, утомлены. Позвольте пригласить вас присесть на край сцены. И... прошу, расскажите мне об Ольгимских - как-никак, мы соседи. Всё ли в порядке у досточтимейшей, премногоуважаемой семьи?
Тайная мысль, возникшая у артиста, вернула его глазам ту же искру, что и во время представления.

+1

9

Что-то мелькнуло в оскале кукловода - ну, не поворачивался язык называть такое выражение лица улыбкой - смягчая его, делая мягче и как-то честнее. Капелла, всегда чуткая к таким вещам, самую чуточку расслабилась. Рук, конечно, не опустила - раз уж заняла позу защиты, так и держи её теперь - но всё же взглянула на Марка с несколько большей долей приязни. Потому что за хозяином Театра мелькнул человек - на мгновение, но всё же - а не отточенная до вычурного изящества маска. Приподняло голову фамильное любопытство, выглянуло из-под недоверия и тревожно-неприязненного ожидания. Захотелось увидеть настоящую улыбку, а не нарочито-искуственный оскал для публики.
"В честь?.. Он знал маму? - и тут же, насмешливо - Конечно, знал. Кто же в Городе её не знает"
Но всё равно казалось, что во взгляде маэстро, на несколько секунд обращенном к портретам, было что-то... Что-то, чего не бывает во взгляде мимолетных знакомых. Какая-то странная ностальгия.
"Похожа?.. Отец всегда говорил, что ни капельки. Мол, в него пошла, и глаза не того цвета, и веснушек слишком много..."
Маэстро выдержал эффектную паузу, за время которой Капелла пришла к выводу, что здесь точно есть какая-то тайна, заинтересовалась и отвлеклась от неприязни и, наконец, красивым жестом указал на подмостки. Трость в его руках казалась продолжением тела. а не отдельным неживым предметом.
...В детстве Капелле часто хотелось взобраться на сцену Театра. Сначала ей казалось, что оттуда можно попасть в сказку, потом ей просто захотелось узнать, как видят Маски и куклы зрителей. Мешаниной глаз и рук, теряющихся в темноте или как-то ещё? Мимолетно хотелось послушать доски, на которых столько раз воплощали небыль, может быть, попробовать самой что-то изобразить... Нет, в талант артиста у себя Капелла не верила ни на грош. Просто ей было интересно. Дурное, подчас бесполезное любопытство - добраться до всего, вкусить все ощущения.. Так что сейчас она не стала протестовать - тем более что дверь все равно оставалась закрыта - и взошла на сцену, не удержавшись, раскрыв руки, как крылья и пересчитав все ступеньки. Нарочито медленно и торжественно.
Уселась на край, предварительно разгладив юбку, поболтала в воздухе ногами - излюбленный жест всех детей. Руки на груди снова скрещивать не стала - сейчас это выглядело бы уже глупо - просто расслабленно перекрестила их на коленках. Задумчиво обвела взглядом Театр.
"У досточтимейшей и премногоуважаемой? Маэстро изволит шутить, или всегда так разговаривает?"
Да. Любопытство было одним из немногих стимулов, способных отвлечь Капеллу от тревожных мыслей, к тому же она, в силу возраста, привыкла опасаться мира, но по-настоящему в плохое не верила и потому сейчас более-менее успокоилась.
И всё же ответ получился сухим и коротким:
-Всё. Совершенно всё в порядке.
"Разве что папенька с братом опять ссорятся... - но этого, она, конечно, так не сказала.

+1

10

Марк пропустил девочку вперёд. Тихо усмехнулся, наблюдая, с какой важностью и упоением та поднимается, раскинув руки. "Словно на подиум."
Сцена была его территорией. Вступив на неё однажды, уйти, отречься от решения было не так-то просто. Что же могло настолько усыпить чутьё Хозяйки, пусть хоть и будущей, чтобы не почувствовать этого? Увы, стремиться куда-либо, не подумав об ответственности и возможных последствиях, людей увлекают самые разные слабости и пороки: тщеславие, беспечность, алчность... в том числе, столь свойственное детям любопытство к запретному, неизведанному и не каждому доступному.
Маэстро, держа горделивую осанку, проследовал за юной Викторией, но явно не торопился садиться рядом. Вместо этого он встал у неё за спиной, неторопливо расхаживая из стороны в сторону на небольшой дистанции. Ответ девочки об Ольгимских мгновенно вызвал у драматурга новый поток эпитетов, превосходных степеней и архаистики:
- Отраднейше слышать, что беды обходят дом правящей семьи стороной. Впрочем, этого сложно не заметить... Вижу, процветание Проекта Быков, честность и ответственность вашего батюшки позволили ему даже после ухода сиятельной Хозяйки достойно вырастить такого работящего молодого человека, как ваш брат, и такую, как вы, миловиднейшую куколку. - бросив сверху ещё один взгляд на дорогой ухоженный наряд Капеллы и её сиреневый шейный платок, кукловод сделал особенный акцент на последнем слове.
"Живые куклы с собственной волей не в пример занятнее обыкновенных марионеток. Но играть с ними требует немалого мастерства. И уж несомненно виртуознейший подход нужен к тонко чувствующим ткань судьбы - к Хозяйкам.
Мария, Алая. Сила ещё не начала пробуждаться в ней, но девица уже сама вовсю норовит манипулировать окружающими. Протянуть нити к ней можно, лишь создавая иллюзию совершенно обратной связи. Предсказуема.
Катерина, Тёмная. Подчиняется малейшей прихоти, малейшему движению. С безоговорочной отдачей играет свою мрачную и в то же время яркую роль. Неинтересна.
Но остаётся другой вариант. Какую найти зацепку, какую слабость в чистейшей душе Светлой Хозяйки, представить практически невозможно. Но ведь сыграть можно и на благих намерениях и мыслях..."

Маски, приостановившие выполнение своих будничных обязанностей, с ехидным интересом и лёгкой ревностью к сцене наблюдали за происходящим из темноты, словно стая невидимых демонов. Бессмертник шутливо-неодобрительно прищурился - мол, нечего смотреть, нечего ревновать к месту под горящими софитами. И осторожно, прислушиваясь к внутреннему чутью мастера своего дела, провёл рукою высоко над головой сидящей девушки. Пытаясь уловить изящными пальцами привычное ощущение. Примеряясь. Присматриваясь.

0

11

Зал отсюда, со сцены, казался меньше, чем снизу. Полумрак укутывал помещение, делая его ещё теснее, и только потолок - высокий, куполообразный, терялся в темноте, на невообразимой высоте. Казалось, что если крикнуть - подхватит многоголосое эхо, закружит, унесет ввысь, растворится там, где никакое человеческое ухо уже не услышит.
Капелла с интересом вслушивалась в тишину - шаги маэстро пока не занимали её, он молчал и в получившейся паузе оказалось очень удобно слушать почти незаметные шорохи. Тихое потрескивание дерева, из которого сложена сцена. Гулкий звон прохладного воздуха под потолком. Аплодисменты, смех и голоса - невнятно бормочущие что-то, повторяющие однажды отзвучавшие пьесы. Память старого Театра, ни на мгновение не замолкающего окончательно, ни на мгновение не засыпающего, переживающего моменты собственного триумфа раз за разом. И вот уже в руках оказались ваги - тонкие перекрещенные палочки, от которых шли нити - бесчисленные нити к марионеткам. Капелла повела рукой - и одна из куколок двинулась, кивнула, присела в реверансе. Вторая вышла ей навстречу, потянула руки... Зал был полон, благоговейное молчание наполняло воздух, и Капелла, как завороженная следила за собственными действиями. Вот кукла закружила другую куклу в вальсе, в красивом и выверенном до мельчайших деталей. И вот - руки кукол стали человеческими руками, тряпочная оболочка превратилась в кожу, глаза-пуговицы преобразились в человеческие глаза...
И Капелла испуганно выронила ваги - перед ней плясали люди. Живые люди.
Щелчок крышки - глоток - щелчок.
Видение было реальным и явственным, то ли предостережение, то ли просто красивая аллегория. Капелла глотнула воды и тихо выдохнула, надеясь, что маэстро не успел обеспокоиться за неё - она знала, что во время видений взгляд у неё отсутствующий и серебряный. Отец в первое время пугался. Потом привык.
"Куколка?.." Противное липкое слово царапнуло слух, и Капелла чуть нахмурилась. Она не любила, когда её называли как-нибудь так, особенно с настолько странными интонациями. Тем более что особенный акцент, сделанный Марком, вызвал явственное воспоминание о видении, так и ещё не успевшем уйти. "Тонкие человеческие руки, нить на запястьи тонка и полупрозрачна...".
"Странный вы, маэстро. Странный." Начало нервировать и то, что лица собеседника - если, конечно, монолог можно назвать беседой - видеть не получалось. Оборачиваться, сворачивая шею, было глупо и неудобно, встать - окажешься на две головы ниже, да и нужно будет что-то сказать. Менять позу, садясь так, чтобы видеть? Ну, не в юбке же?
Да. Иногда Капелла жалела, что не носит брюки.
Ощущение чужого присутствия за спиной - не просто присутствия, а слишком близкого, слишком явственного - вызвало желание спрыгнуть вниз, со сцены в зал. "Ну, что же они все так любят друг друга касаться? Зачем?.." Мгновение она боролась с собой, но столь явственное вторжение в личное пространство - воображаемый круг, радиусом в вытянутую руку - можно было стерпеть только от близкого, или от толпы. А потом ещё и чутье дернуло - неожиданно ярко и явственно, как перед опасностью - и Капелла сама не поняла, как оказалась на ногах, да ещё и перехватив чужую ладонь.
"О боги, боги, боги"

+1

12

Обратный импульс был неожиданным. Ощутив судорожную хватку тонких девичьих пальцев, театрал вздрогнул от направившей их силы - противоположной, взывающей к свободе, опровергающей законы и условности. Во взволнованных глазах Виктории заметил не до конца сошедшую призрачную дымку недавно застилавшего их серебристого тумана. Тогда как в его собственных всё ещё горела искра увлечения, делая взгляд недобрым, как у масок Исполнителей, и пугающе неживым, как у Трагиков с их пустыми прорезями вместо глаз.
"Подтвердились мои сомнения. Хотя юная Хозяйка ещё не получила сполна свои истинные способности, сверхчувства уже давным-давно для неё не в новинку. Что ж, иной путь, иная нить..."
С этими мыслями режиссёр слегка сжал в ответ руку Светлой и попытался успокаивающе улыбнуться, хотя по привычке всё равно получалась лишь натянутая ухмылка. Он мог играть любые роли, кроме естественной.
"Можно было бы попробовать объясниться. Выдумать оправдание своих намерений. Но с пигалицей подобный номер не пройдёт. Столько в ней света и честности, что это слишком хорошо оттеняет ложь. И даже ложь, подделанную под правду. Придётся быть искреннее. Фамильярнее и прямолинейней."
- Вряд ли ты знаешь, прелестное дитя, каково это, когда от тебя зависят чужие жизни. Но недалече то время, когда горожане будут видеть в тебе одну из властительниц их судеб... как видели и в Белой Виктории. Но, смею надеяться, ты уже осознаёшь - в жизни не всё так, как в сказке. Чудо сказки невозможно удержать, оно тает, изжив себя, быстрее, чем дым на ветру. То, чем я занимаюсь сейчас - дешёвый фарс, потому как мимолётно и не затрагивает глубинных струн души. - служитель сцены перешёл на заговорщический шёпот. - Но однажды я поставлю истинный шедевр, многоактную драму. И я имею великую честь пригласить тебя исполнять одну из главных ролей. Не из главнейших, но... теперь я вижу, что ты сможешь блестяще с ней справиться.
Силуэты обеих Старших Хозяек на стене, казалось, замерли в настороженном ожидании.

Отредактировано Марк Бессмертник (2011-07-23 17:22:57)

0

13

Забавно, но, кажется, Капелла сама испугалась собственного порыва и даже не ощутила, как дрогнули чужие пальцы в её ладони. Обычно она была очень смелой девочкой, вместо страха испытывающей только легкую тревогу, но бывали иногда такие моменты, когда чутье не помогало справиться с испугом. Обычно это бывало тогда, когда он был иррационален и не логичен. Как сейчас. Взгляд маэстро горел странным огнем, и когда он попытался улыбнуться - кажется, надеясь успокоить её - и чуть сжал её ладонь - Капелла едва удержалась от того, чтобы вырвать руку и сбежать хотя бы на другой край сцены. Ей не нравилось прикосновение затянутых в тонкую ткань перчатки пальцев - теперь уже такое, словно не она держала его руку, а он её. Ей не нравилась улыбка - в ней не было ни грана той мечтательности и искренности, которая мелькнула, когда он говорил о Светлой Хозяйке. Только выверенное до мелочей смешение чувств и посылов. Да. Это была самая успокаивающая улыбка из виденных Капеллой – но в то же время это была улыбка маски.
"Белая, очень яркая в этой белизне, кожа, тонкие трещинки - словно морщины, длинный острый нос - ещё не похожий на клюв, но всё-таки слишком длинный и острый. Прорези для глаз - из-за них светится неверным зеленоватым огнем почти нечеловеческий взгляд. Чуть вытянутая верхняя губа - приглушить, исказить голос... Маска баутты. Маска никого"
Капелла моргнула, прогоняя видение - что же это такое, два раза за несколько минут! Она помнила такие маски - она вообще интересовалась историей мира, чужими городами, обычаями, странами, читала несколько книг, неизвестно как оказавшихся у отца, именно на тематику карнавала...
"Баутта, значит? Да, маэстро она бы пошла. Особенно к его имени и манерам. Самая знаменитая и самая жутковатая..."
А Марк уже говорил - чуть нагнувшись, чтобы более-менее уравнять разницу в росте, переходя на шепот, словно стараясь таким образом завлечь, успокоить, заставить не думать. В речь его ввернулось обращение на "ты" - более доверительное, опять-таки успокаивающее... Тревога от всего этого, конечно, не прошла.
"Что же, когда так красиво загоняют в угол, надо отринуть всё, вбитое воспитанием, и прорываться из угла"
Сравнение, конечно, было не ахти какое, но ощущение было именно таким. Да. Будь Капелла чуть младше, чуть менее насторожена, относись к маэстро с чуть большей приязнью - и она бы задумалась. Ей захотелось бы попробовать себя актером - любопытство, проклятое любопытство! - попробовать высмотреть в Марке человека, да просто потешить тщеславие, обычное для подростка, желающего видеть себя взрослым и достойным просьб и предложений.
"Маэстро надо было начать говорить на минуту раньше."
-Мне не кажется, маэстро, - слова подбирались тщательно, но быстро, голос тих, но внятен - Что из меня может выйти актриса, хоть сколько-нибудь достойная играть в драме, поставленной таким мастером. Даже если это случиться через много лет. Даже если вы не станете обращать внимания на все мои промахи. Простите, но я откажусь. - задумалась на мгновение, и добавила неожиданно - Улыбнитесь, пожалуйста.
"Маски так просто не срывают, но я уже видела улыбку для публики, и улыбку успокаивающую. Что будет на это раз?"

Отредактировано Виктория Ольгимская мл. (2011-07-23 16:38:26)

0

14

Остекленевший на некоторое время взгляд Капеллы насторожил Марка.
"А что, если она действительно видит больше меня? Что, если прямо сейчас пытается разглядеть все шрамы и язвы на тёмной душе беглого артиста?"
И всё же самообладание собеседницы пробудило в нём невольное уважение. Подкрепил его и неожиданно твёрдый отказ.
- Странно, что ты отрекаешься... так скоро. Даже не задумавшись как следует. Не ведая цены отказа, не подозревая об истинной ценности предложения.
"Думает, что я обману? Непохоже."
Резко участившийся пульс девочки чувствовался даже сквозь ткань перчатки. Пользуясь очередным замешательством обеих сторон, Бессмертник ловко и аккуратно перехватил её руку повыше, за запястье, без особого труда окольцевав пальцами небольшой диаметр последнего. Ненавязчиво, но настойчиво повлёк к себе, склоняясь чуть ниже. И другой своей рукой, в которой до сих пор была нервно зажата трость, откинул с лица непослушную прядь вьющихся волос.
- Согласишься - и я подарю тебе светлейшую, милейшую, искреннейшую из своих улыбок. А также верную свиту и честного друга в придачу. Тебе нечего терять, принцесса моя.

+1

15

"Слишком близко"
От маэстро исходил запах Театра - оно и логично, как ещё может пахнуть от человека, проводящего здесь дни и ночи. Немного - твири, как ото всех в Городе и чего-то непонятного, странного, что Капелла назвала бы "запахом кукловода", но никогда и никому не смогла бы объяснить, как это. Запахи заворожили её, как и взгляд маэстро - пристальный, пламенный - и потому она пока не пробовала вырваться, отвлеченная. Слушала вдохновенную речь... И почему-то чем дальше, тем меньше становилось страха.
"Маэстро изволит издеваться, или правда не видит, как похож сейчас на злодеев из собственных представлений? Ведь сколько раз навязчивой репризой повторяется этот мотив - "Ты не знаешь, от чего отказываешься. Ты пожалеешь". В скольких сказках, в скольких легендах..."
Капелла вдруг рассмеялась, тихо и почти не слышно. Ведь и правда, как похоже было происходящее сейчас на сцене на настоящее представление двух актеров. И название у сценки обязательно со словом "Искушение". И Марк обязательно в роли обаятельного, но жутко опасного типа. А она сама - классическая нетронутая девица, хоть и молода немного для такой роли. Смех разбирал её чем дальше, тем больше и, наконец, она просто закрыла лицо свободной рукой и засмеялась в голос, откинув голову. Тишина Театра дрогнула вокруг, но не разбилась.
"А получиться ли у вас искренняя улыбка, а маэстро? И если я и принцесса - то точно не ваша".
Но, конечно, сказать этого вслух не получилось - Капелла сейчас могла только невнятно всхлипывать, придушенная хохотом.

Отредактировано Виктория Ольгимская мл. (2011-07-23 21:17:35)

0

16

Сила воли будущей Хозяйки была необыкновенно сильна, до последнего момента противостоя влиянию кукловода. Но в какой-то момент тот почувствовал: настороженное напряжение ослабло. Сейчас или никогда. Режиссёр прикрыл глаза, вспоминая знакомые сюжеты, тропами которых мог бы повести свою новую куклу.
"Сделай же это! Иначе..." - и Царица Ночи вскидывает голову в порыве истерического хохота, звенящего и переливчатого, холодящего кровь юной Памины."
Внезапная реакция Капеллы вернула маэстро к реальности.
- Значит, изволите смеяться...
Марк изобразил наигранно-насмешливую обиду и отстранился от развеселившейся Светлой.
"Совсем другая пьеса. Короткая и символическая. Самодовольная обольстительная Саломея взывает к святому пророку, ведя сладчайшие речи, но Иоканаан непоколебим. И мертвенно-бледная луна безмолвно свидетельствует с небес. Как же это знакомо."
- А ведь вы так и не ответили мне. - вновь перешёл маэстро на официальное обращение. - Жаль, жаль... Подумайте на досуге. Ну а если угодно - забудьте, как только переступите порог моего Театра.
"...если сумеете взаправду до конца его покинуть."
Режиссёр неспешно разомкнул пальцы. За стенами глухо пробил колокол Собора, отсчитывая очередной час.
- И всё же, позвольте спросить, ради чего вы столь странным образом тянете время? - Марк с деловитым видом возвратился к художественному верчению трости.

0

17

Плечи Капеллы вздрогнули последний раз - и она снова стала серьезна и даже немного строга. Отерла выступившие было слезы тыльной стороной ладони. Машинально помассировала отпущенную Марком руку. Смех придал ей уверенности в себе, поднял настроение и придал оптимизма. Сценка развязалась неожиданно и резко - если, конечно, развязалась до конца, в чем у младшей Ольгимской оставались сомнения.
"Маэстро обижен, маэстро даже отступил на шаг. Осознай, покайся, не сработало искушение - сработает резкий переход к официальности... Вот только зачем ему это?"
Вопрос "Зачем" вообще был основополагающим в жизни Капеллы. Когда что-то случалось и люди спрашивали "Кто" и "Что делать", она всегда спрашивала "Зачем". "Зачем отец кричит на Влада", "Зачем Двудушники опять злят Грифа", "Зачем дети ушли в Многогранник"... Теперь вот "Зачем маэстро в предполагаемой драме такая, как я?".
И больше всего печалило то, что если на вопрос "Что делать" люди ещё отвечали, то на вопрос "Зачем" не отвечал почти никто. Иногда считали ответ слишком очевидным, иногда не хотели раскрывать карты, иногда просто было лень объяснять. Постепенно и Капелла перестала спрашивать вслух, привыкнув рассчитывать самостоятельно. Так было проще, меньше истрепанных нервов, меньше неприязненных взглядов и отказов. Разве что иногда выводы получались несколько странными...
И в те моменты, когда "Зачем" было совсем не ясно, когда чутье удерживало в тревоге - Капелла старалась устраниться от участия, или свести его к наблюдению. Глупо подписываться на что-то, что для тебя не имеет смысла. Глупо поддаваться любопытству - хоть трижды фамильному! - когда ясно предчувствуешь нехорошее.
Глупой Капелла не была никогда.
-Простите мне мой смех, маэстро, - слова снова подбирались тщательно. Если злить Марка отказом - то хотя бы его формой не злить - Я не смогла удержать его и сожалею об этом, - "По крайней мере, пусть лучше вы будете думать так" - Что же до того, что я не ответила - я отказалась. Вслух, обрисовав причины, испросив прощения за этот отказ. Если вам кажется, что этого недостаточно - "Кажется, я стараюсь ему же подражать. Смешно" - То я повторюсь. Я отказываюсь от вашего, несомненно, щедрого предложения. Мой отец учил меня никогда не заключать сделки - даже устно, даже просто согласившись вслух - не изучив все условия и не поняв все стороны дела. Моя мать учила меня верить людям, но прежде них верить себе. Моя короткая, но, не смотря на это насыщенная, жизнь выучила меня почти маниакальной осторожности. - "А теперь попробуем наугад. Предсказывать не грешно, и пусть хоть трижды посмеются - если я права - я успею увидеть суть" - И скажите мне, маэстро. Вам не случалось надевать баутту? Вам не случалось вести на кончиках пальцев живых людей?
И прямо взглянула Марку в глаза. Такие выпады она позволяла себе исчезающе редко.

0

18

Внимательно выслушав каверзный и подозрительно прямой вопрос, кукольных дел мастер расхохотался, но не так, как Виктория несколькими минутами раньше. Отрывисто пройдясь по всей октаве своего баритона, кратко и по-мефистофельски саркастично. Театр вторил своему хозяину гулким эхом. Ну а на пристальный взгляд Бессмертник отреагировал, как всегда - забаррикадировавшись фальшивой сахарной улыбкой и начав очередной артиллерийский обстрел изящной словесностью.
- У вас, драгоценная, черезчур богатое воображение. Безусловно, от меня, как от драматурга, это в большей мере комплимент, чем упрёк!
"Маленькая моралистка забавляет меня даже больше прохиндея-братца и сквалыги-отца. Город фальшивых масок, Город гротескных ролей... Город-сцена будущей трагической феерии."
- Право же, до чего все подозрительны к чудаку Марку. Увы, увы, профессия кукловода считается не менее дьявольской, чем скорбное призвание гробовщика... А ведь я весь как на ладони, никогда и не думаю скрывать чего-либо. Моё лицо - моя маска: жуткая баутта, хитрая гатто, торжественная коломбина, задумчивая моретта, изящная вольто...
Перечисляя, Марк манерно загибал пальцы. "Трудный характер, вся в родственников. Зато не сломается так скоро, как Катерина. Значит, стоит надеяться на восстановление равновесия нашего Города."
- ...да, есть доля правды в том, как говорят, что мы таковы, какими нас воспринимают окружающие. Так каким видите меня вы, юная барышня? Как думаете сами, подхожу я на роль ангела судьбы? Премного, премного интересно...

0

19

"Маэстро закрывается. Маэстро натягивает улыбку и смеется и игра чем дальше, тем занятнее. Дуэль? Да, это похоже на дуэль. Выпады, росчерки шпаги, я открываюсь, пытаюсь приманить противника нарочитой беззащитностью и прямотой, но он искушен, он проскальзывает мимо и снова сводит бой к бою, клинок к клинку... Маску не сорвать просьбой, маску не сорвать с бою, маску не снять искренностью. Но можно увидеть сквозь неё, постараться вглядеться и почуять, есть ли там вообще что-то. Чем дальше, тем смешней. Или страшней, всё равно не помню."
Капелла улыбнулась всплеску чужого красноречия, улыбнулась так, словно осознала что-то очень важное и пожалела собеседника. Доброй вышла улыбка. Доброй и медленной, чем-то похожей на улыбку самого Марка. Не нарочитостью, но осознанием и ожиданием эффекта.
"А ведь я попала. Маэстро поднял щит, но удивился. Не так удивляются высказанной ребенком чуши. Ой, совсем не так..."
-А какой ответ вас устроит, маэстро? - да. Капелла любила отвечать не прямо, а вопросом на вопрос, заставляя раскрыться собеседника, и стараясь при этом не открыться самой. И, конечно, она отлично понимала, что искушенному кукловоду не попасться на такие простые уловки. Понимала, но пробовала, надеясь на ошибку. Или на всплеск прозрения. - Честный или не очень? С толикой лести или без неё? Или вы хотите услышать что-то совсем особенное?
"Кажется, я потихоньку перенимаю у него манеру говорить. К худу или к добру... Но нельзя же сказать, что я вижу пустую маску, под которой сплошная терра инкогнито. Нельзя сказать, что я не вижу человека, но зато отлично вижу кукловода, увлеченного игрой и не знаю, есть ли что-то вне этого видения? Нельзя.

0

20

"На редкость смышлёное дитя. Воистину, мне ещё не встречался умнее никто её возраста. Несмотря даже на то, что Город богат на неординарных детей, иные из которых порой мудрее взрослых. Верно, прав был философ, предположивший, что величайший мудрец обязан оставаться юн душой."
Сложив руки за спиной, театрал принялся неторопливо кружить стервятником вокруг Светлой. Фалды фиолетового фрака колыхались в такт размеренным шагам. Его определённо начинала одолевать лёгкая скука.
- Ох, негоже это, юная леди. К вам с открытой душой идут, от чистого, так сказать, сердца... а вы, прошу прощения за просторечие, торговаться изволите. Словно уличный продавец на ярмарке. Но ответы на вопросы, милая моя, не терпят подобных игр...
Марк иногда без тени стеснения противоречил самому себе. В этом была одна из его несомненных особенностей, невероятно раздражавшая прямолинейно мыслящих логиков и вводившая в заблуждение людей невнимательных и беспечных. Если же играть таким образом было не с кем, лицедей испытывал собственную персону. И, что характерно в таких случаях, считал себя непримиримейшим и достойнейшим своим оппонентом.
- Хотите моей искренности - ответьте откровенно. Устраивает слащавая фальшь - льстите на здоровье. Вы ведь сами желали знать верный ответ. Но если довольно будет и лжи - что ж, тогда продолжим в том же духе, что и сейчас.
Вернувшись на своё прежнее место, артист снова с оттенком снисходительного лукавства заглянул в глаза Капеллы, выжидая ответной реакции. После чего, понизив тон, промолвил с той насмешливой серьёзностью, с которой взрослые обычно растолковывают что-то своим непослушным чадам:
- Всё отттого, что люди не желают принимать друг друга такими, какие они есть. Увы, это так, и за примерами далеко ходить не требуется. Ведь если ваш отец принимал бы сына со всеми его странностями, разве упрекал бы его, разве конфликтовал бы, грозя оставить без наследства? Вот и вы отчего-то норовите разглядеть во мне кого-то помимо Марка Бессмертника...
"...а подобным образом взаимопонимания, боюсь, не достичь."

0

21

Ситуация определенно шла по кругу и Марк словно бы повторял этот круг, меряя сцену шагами. Капелле очень хотелось прикрыть глаза и на мгновение выбросить из головы всё происходяшее - она никак не могла понять, о чем они разговаривают здесь вот уже полчаса, к тому же от кругов начинала кружиться голова и хотелось остановить маэстро выверенной подножкой. Или ухватив его за рукав.
"Если это - чистое сердце, то я не знаю, где и как я приобретала опыт, который криком кричит о том, что человеку с такими манерами нельзя доверять"
Шаги гулко разносились под сводами Театра, Капелла легко помассировала виски и задумалась. С одной стороны, ей хотелось честно высказать все свои мысли о Марке ему же в глаза. Происходящее начинало походить на затянувшийся фарс и это впечатление нужно было ломать. Откровенностью, агрессией, слезами... Агрессивной Капелла не была никогда, плакать по заказу не умела, потому оставалась только откровенность. И любопытство - проклятое, фамильное и далее по тексту - прямо-таки подначивало устроить целую речь минут на пять и посмотреть на реакцию. Что будет делать это странный человек узнав, что в нем пока не видят человека? Рассмеется или скажет что-нибудь в своей морочащей манере? С другой стороны, за безличный обтекаемый ответ говорила осторожность. Всё может быть, бездумная откровенность может обернуться оружием в чужих руках. По крайней мере, отец всегда говорил так и советовал никогда не быть честной с людьми. Другое дело, что Капелла не очень-то слушала его в этом вопросе.
Она на мгновение нашарила взгляд матери - и решилась, подумав, что если не знаешь, как поступать - поступай по честному. Ибо бог добр и честен. Он поймет. А люди.. Ну, посмеются лишний раз. Не больше.
-Вы не похожи на ангела, маэстро. И на дьявола не похожи. Вы похожи на человека, забывшего о том, что улыбаться можно не потому, что надо, а потому что хочется. На кукольника, забывшего, что вокруг бывают люди, а не куклы. На маску, забывшую о лице. Я вижу тайны, шрамы и леску на кончиках пальцев. Я вижу маску смерти. Вижу бесконечную роль. Вижу...
Она вдруг зашлась в приступе кашля. Перед глазами замелькали огни, белые пятна - лица публики, залитая светом сцена, время пронеслось мимо стремительной лентой, мелькнул огонь, выстрелы, темнота и запах твири, люди, бегущие от огня, холод, лица Хозяек - мельком, почти неразличимо, громада Театра...
Когда всё закончилось, Капелла сидела на сцене - у неё просто подломились коленки на третьем за день видении - держалась руками за то место, где под кожей пульсировали легкие и пыталась осознать, что это было.
Получалось плохо.

+1

22

Бессмертник, слегка прищурившись в своей привычной манере, выслушал слова девочки. Да, на его тонкий удар в словесной дуэли она дала достойнейший из возможных ответов, не только умело отразив, но также и отыскав верное оружие против искусственности - искренность. И это порядком уязвляло его самолюбие, хоть и немного усмирённое уважением ко храбро принявшей вызов будущей Хозяйке.
- Честный ответ. Честный и смелый. Значит, решились-таки, Виктория... Виктория?
Видя неладное, Марк прервал очередной театральный монолог. "Один из способов подростков привлечь внимание, выразить протест?.." Инстинктивно поддержал внезапно рухнувшую девушку. Что-то невольно отозвалось в памяти при виде неё... что-то, мгновенно убравшее фальшивую гримасу с лица маэстро.
Разрыв снаряда. Хрупкий юноша падает, весь в крови, захлёбываясь кашлем от взметнувшейся пыли. Крики, пальба, пламя. Он так хотел приносить радость зрителям, самоотверженно служить своему делу... Кто-то посчитал последнее преступным, в одночасье лишив его приёмной цирковой семьи, будущего, надежды. Но не мечты. Мечта не умирает никогда, она сильнее ударов злодейки-судьбы - это он знает точно. И словно невидимая нить ведёт его и других беглецов через Степь. Через древнюю, вечную Степь, вдоволь напоенную свежей кровью в ту роковую ночь.
- Святой Мейерхольд! - чертыхнулся Марк, отгоняя совершенно лишние в создавшейся ситуации воспоминания. Пользы было мало: присутствие дочери Белой Виктории, так напоминавшей свою мать, тому явно не способствовало.
- Ну, что с вами творится сегодня, Офелия моя? Откуда столько впечатлительности? И после этого вы утверждаете, будто не созданы для драмы?
"Только этого не хватало. Очаровательнейшие в своей наивности и паранойе горожане, чего доброго, подумают, будто я сам её придушил."
- Всё в порядке?

+1

23

-...Вижу огонь, - выдохнула Капелла, комкая в пальцах рубашку на груди так, словно хотела прорвать её, кожу, проломить ребра, и добраться до пульсирующих болью легких. Обычно такое проходило быстро и случалось очень редко, но сейчас ей катастрофически не везло. Слабость при чужом, огонь, непонимание...
В глазах у неё постепенно затухали отголоски увиденного, лицо, сведенное в болезненную гримасу, разглаживалось. Хриплый кашель - верный спутник надорванных сил - потихоньку успокаивался в груди и боль потихоньку отступала, возвращая мир на круги своя. Пальцы, царапающие ткань, расслабились и руки бессильно упали. И видят боги, как она завидовала сейчас взрослым Хозяйкам. Способным видеть - и не падать, видеть - и понимать. Она-то успела уловить только кое-что, только основу того, что развернулось было перед её глазами - слишком быстро, слишком скомканно и смято. В ушах постепенно проходил звон, пробился голос маэстро - пока ещё неясный, слова не разобрать...
"Теперь только воды. Только воды. Огонь гасить..."
Слабая улыбка тронула губы младшей Ольгимской и она аккуратно - в теле чувствовалась такая слабость, словно на ней возили воду с самого утра - потянулась за пазуху, к заветной бутыли с водой. Мать научила, словно предчувствуя, что у дочери будет тот же Дар. Накрепко завязала детскую память...
Щелчок - глоток - щелчок. И огонь отступил, смиренный своей извечной противоположностью. Капелла моргнула, окончательно возвращаясь в обыденный людской мир и пожалела про себя, что не видела, обеспокоился ли маэстро таким припадком. Обычно люди неподготовленные могли только ловить рухнувшее тело, а потом держать его на руках и ждать. Пощечины обычно не помогали, брызги воды - тоже...
-Более-менее, - ответила она на вопрос - достаточно хрипло и даже чуточку придушенно, но всё же ровно. Убрала бутылку за пазуху и поняла, что встать не сможет ещё несколько минут, даже если очень сильно захочет. Просто не удержится на ногах, если только не держаться за стену или за Марка - Только я пока не буду вставать, ничего?
"А ведь он мне не до конца поверил. Конечно, я просто пугаю бедного театрала... смешно"
И, не удержавшись, желая проверить мелькнувшую догадку:
-У вас... У вас необычное прошлое, маэстро.
Время для того, чтобы подбирать слова, было неблагоприятное. И для того, чтобы думать - видимо, тоже.

0

24

В кукловоде боролись две стороны: профессиональная и человеческая. В первой слишком мало осталось от второй, точнее, почти ничего. Зато яркой маске мистического архетипа были куда понятее паранормальные переживания. Особенно касавшиеся других. Но в данный момент, помимо прочего, вскипала непонятная холодная злость на самого себя и на гостью - за то, что посмела провоцировать его на иные чувства, чем тёмное удовольствие профессионального манипулятора.
"Вы никуда не годитесь, господин Бессмертник. Волнуетесь из-за девчонки, вместо того, чтобы воспользоваться её слабостью и беззащитностью. С каких это пор мастера должны прислушиваться к чувствам марионеток?"
Конечно же, плутовка нашла-таки способ вытащить наружу его неподдельные, искренние стороны и черты - в этом он был уже почти уверен. Причём способ почти что безотказный, цепляющий так тщательно поддерживаемый им образ джентльмена. Возвышаясь над заметно побледневшей от обморока Ольгимской, маэстро чувствовал мстительную дрожь на кончиках пальцев. Хватит. До этого он лишь играл с ней, как кошка с мышкой. Но с очередной странной выходкой его терпение закончилось.
- Ничего, ничего. Оставайся на месте.
В расчётливых мыслях проносились варианты, с чего начать, чтобы наконец показать истинное страшное искусство управления чужой волей и жизнью. А что, если...
"А что, если она не притворяется? Если болеет с детства, или страдает от цветения твири, или... если таким образом к Хозяйкам приходят их видения? Но... что, в таком случае, могло так сильно повлиять на будущую Светлую?"
Последняя брошенная Викторией фраза окончательно смешала задетые чувства деятеля сцены.
- Что? Ты осмеливаешься так шутить? Что рассказывала тебе мать про моё прошлое, не касающееся никого, кроме меня самого?
"Проклятье. Проклятье..."

Отредактировано Марк Бессмертник (2011-07-24 23:56:56)

+1

25

Стук упавшей на пол маски Капелла услышала так явственно, словно та и правда отлетела в сторону. Вполне реальная, живая. Жутковатая баутта, хитрая гатта, торжественная коломбина - словно эта многоликая маска слетела с лица маэстро, обнажая человеческую злость и человеческое же сочувствие.
"Теперь уже я загнала его в угол, но он не будет нежен, прорываясь. Маэстро злится, маэстро растерян..."
Но вместо торжества Капелла испытала только мгновенную жалость и стыд. За то, что довела собеседника до такой смеси чувств, за то, что не согласилась сразу, за то, что сейчас они с каждым шагом близились к краю, и за то, в чем она не могла быть виновата - за то, что он, привыкнув играть роли, не мог поверить в чужую боль и её искренность.
Вообще в чужую искренность.
Напряжение царило в воздухе, звенело под потолком Театра и в нейтральной фразе отзвуком предвкушения послышалось что-то темное. Обычный человек списал бы на воображение. Капелла такой роскоши себе позволить не могла.
И - подтверждая все догадки - вспышка. Так не вспыхивают, слыша несомую ребенком чушь. Так не вспыхивают, когда не верят.
Капеллу начала бить мелкая дрожь от предчувствия края, от ощущения, что она зашла слишком далеко в своей откровенности.
"Молчать нельзя. Говорить... Он или ударит, прерывая, или совладает с собой. Рассмеется. Или же..."
Захотелось обнять себя руками за плечи, сжаться в клубок, защищаясь. Но при этом страшно было не получить удар или грубое слово. Страшно было снова увидеть маску. Сахарную улыбку. Услышать обвинение в слишком богатом воображении.
"Но я видела. Я - видела".
-Не трогайте мою мать, господин Бессмертник, - имя звякнуло пыльным бутафорским клинком, вытянутым из реквизита - Она умела хранить тайны, как никто другой, а я была пятилетней девочкой, когда она умерла. Неужели вы думаете, что я много помню из её рассказов? - "Открываемся. Предельно открываемся. Ведь я - видела. А он... Не надо думать." - Я видела. Видела сцену, огни, лица зрителей. Смех, аплодисменты. Это было много лет назад, я знаю. И знаю то, что это длилось много лет и что это было красиво. Я видела огонь, в котором горела сцена. Я слышала выстрелы. Я знаю, как пах тот дым. Горько и безнадежно. Я видела уходящих через Степь людей. Бегущих от огня, пожирающего их прошлое. Я видела руки матери и её улыбку. Видела, как хмурилась Нина. А ещё я видела Театр, в котором замкнулось все, что я видела до того. Вы пришли из Степи, когда я была ребенком. Вы бежали, и вас приняли - тех немногих, кто спасся. А ещё я знаю, маэстро, что вы почти мне не верите.
Капелла замолчала. Всплеск красноречия, так несвойственного ей, опустошил и так почти иссякшие силы.
"Теперь, пожалуй, не сразу и до дома доползу... Но ладно. До выхода из Театра хватит, а там и отсидеться можно..."

+1

26

"Ну, что же я стою здесь, как Треплев над мёртвой чайкой?.."
Невесть откуда появившаяся слабость в коленях тянула присесть на сцену подле девушки. Странно: обычно он мог работать целыми днями, отводя отдыху самое незначительное время и не чувствуя усталости. Поколебавшись минуту, Марк всё же остался стоять. Взгляд сверху, как-никак, придавал иллюзию превосходства и контроля над ситуацией.
"Возьми себя в руки, наконец. Ты - хозяин создавшегося положения. Вокруг - твоя территория. Времени для принятия решений более чем достаточно."
- Твоя... - "наивность" - ...прямолинейность обезоруживает, дитя. Тебе чрезвычайно повезло, что собеседник не лишён самообладания. Существуют... темы, на которые не говорят, коли взаправду дорожат своей жизнью.
"Горбун Вар продаёт таких на органы. Анна, никудышная бездарная актриса, картинно изображает страх, а потом подговаривает кого-нибудь из людей Грифа избавиться от разносчика лишних слухов, дабы не марать руки самой. Но мою труппу взяли под протекторат сами Хозяйки. На нас пало меньше всего подозрений, и потому я ни разу не сталкивался с подобным."
- Выходит, лишь ты одна ведаешь теперь об этом? - продолжал Марк. "Знакомый сюжет. Но моя игра фальшива, картинна, искусственна, потому как сегодня я то и дело выхожу из образа. А значит, вынужден временно отложить маску в сторону." - И всё равно полагаешь, что сможешь уйти отсюда? Я верю тебе, дитя. Верю, что Дар Хозяйки переходит по наследству, и следовало ожидать его проявлений. Но не верю, что столь умная девочка может так легкомысленно делиться полученным таким образом знанием.
"Нет, я не смогу собственноручно избавиться от лишнего свидетеля. Я манипулятор, но не убийца. Значит, стоит предложить ей вторую сделку, на сей раз такую, от которой не будет выбора отказаться."

Отредактировано Марк Бессмертник (2011-07-25 10:26:21)

0

27

Первой эмоцией была радость. Страх, что маэстро опять прикроется маской не оправдался, хотя ему и стоило бы так сделать. Второй эмоцией было удивление - ведь Капелла не знала, где было то, что она видела. Где и когда. А потому не понимала, что в её знании может быть опасным хоть для кого-то. Третьей эмоцией было желание разобраться. Нет, не уйти, не скорее оправиться от видения, а именно разобраться. В том, что же такого страшного несет в себе увиденное.
"Добить его, что ли?.. Спросить "А что такого?""
Но чувствовала - не стоит. Это будет уже перебор. Лучше потом, дома, поискать, откуда могли бежать артисты, составившие ныне труппу Театра. От какого огня они могли спасаться лет десять-пятнадцать назад. Да притом так, чтобы суметь перейти через Степь, да притом так, чтобы бояться своего прошлого...
"Караван, - как-то остраненно подумала Капелла и мгновенно поверила в правильность такой догадки. Всё сходилось.
Другим детям в детстве часто рассказывали страшные сказки о Караване Бубнового Туза. О людях, похищавших детей, о их порочности и способности убить, не думая. Другим детям - не ей. Отец никогда не рассказывал дочери сказок, а мать никогда не говорила ни о ком плохо. Но слухи и рассказы из Города оседали в памяти медной взвесью.
"Язык мой, враг мой. Прежде ума рыщет..."
И всё равно испугаться не вышло. И даже не потому, что Хозяйки не впустили бы в Город беду. А потому что Марк Бессмертник не был убийцей.  От убийц тянет совсем по-другому, Капелла успела уже узнать этот запах смерти, ярости и трупов, успела - и теперь никогда не смогла бы его спутать ни с чем иным. Жизнь у неё и правда была короткая, но насыщенная, как она и говорила.
-Отец всегда говорил, что в жизненных делах я глупа и наивна, как никто, - Капелла даже позволила себе чуть улыбнуться. Правда, вышло скорее грустно - Так что не удивляйтесь. - и тут же, без перерыва - Вы что, убить меня собрались, маэстро?  Если да, то вам стоило бы сделать это сразу, а не давать мне понять ошибку, которую я сделала, будучи с вами откровенной.
"Я его провоцирую. Правильно отец говорил, что скоро вовсе перестанет выпускать меня из дому, с моим-то мировоззрением и желанием постоянно попадать в неприятные ситуации. Жаль только, что не успел в жизнь претворить..."
Облизнула пересохшие губы. Подняла взгляд на Марка, смотреть на которого снизу вверх было не очень-то приятно. Задавила желание обнять себя за плечи.
"Раз уж перешли к открытости - так и держим. Что уж теперь..."

+1

28

Наконец с путаницей мыслей удалось справиться. Театрал ровно вздохнул, поправил рукава фрака, спокойно встретил испытующий и обезоруживающе невинный взгляд снизу. Что бы не происходило, гордость требовала быть выше смешной бессильной ненависти к себе и другим. Ткань перчаток заскользила по трости, по привычке запуская аксессуар в оборот против часовой стрелки. Это отвлекало и успокаивало. Возвратив голосу невозмутимый тон, Марк решительно ответил:
- Я никогда не верил в людскую честность. Но ты - бог знает, каким образом - сумела убедить меня в её существовании. А значит, и в своём умении хранить тайны. Если нет... моя совесть - если только она ещё существует - чиста, и никто не сможет обвинить меня в том, во что я оказался когда-то вовлечён против воли, приди Сабуров хоть десяток раз с арестом осаждать храм искусства.
"Может быть, помочь ей встать? Нет уж, обойдётся."
Бессмертник надменно улыбнулся краем губ и отошёл от Виктории, говоря тихо, но так, чтобы та слышала:
- Запомни, дитя. У меня нет ни прошлого, ни будущего. Нет имени и нет лица. Душа старого Театра, демонический кукловод, Самаэль, Локи, Люцифер - пусть для тебя я останусь кем угодно, но только не человеком со сломанной судьбой. Забудь своё видение и впредь не делись Даром с посторонними. - артист покачал головой, взглянув на девушку. - Забудь. И уходи, пока я не передумал. Уходи, если хочешь жить. Если понимаешь цену дара свободной воли, стократ превосходящую цену Дара Хозяйки.
Уйдя чуть дальше в полумрак, он мельком оглянулся на нарисованных Хозяек и Город с возвышавшимся над зданиями Собором. Нет, не Собор и даже не Театр теперь считался главным городским чудом, а стеклянный Многогранник. Но не значило это, будто бы Театр был достоин меньшего. Самая смелая мечта без укрепляющего её сильного переживания - ничто. Задумавшись о чём-то своём, хозяин усмехнулся и обернулся в сторону Капеллы с привычной сияющей улыбкой и лукавой искрой в глазах:
- Но если когда-нибудь соизволите вновь увидеть сказку вместо жестокой реальности - мой Театр открыт для вас... сиятельнейшая Светлая Хозяйка. - и с чувством поклонился, как после всех своих выступлений.

+1

29

Два желания столкнулись в душе младшей Ольгимской, захлестнули её властными волнами. Первым было желание зааплодировать, как после настоящего представления, сбивая ладони, смеясь, выкрикивая бессвязные обрывки слов. "Браво, бис, брависсимо, вы не подражаемы"... Вторым - желание заплакать, пряча лицо между ладоней и утираясь рукавами. Простые девчачьи желания, не имеющие ничего общего с будущей силой.
"Ни одно представление нельзя длить вечно. Ни один разговор не будет длиною в жизнь."
Примерно так Капелла чувствовала себя, когда кончалась по-настоящему интересная книга или сценка. Когда нужно было закрыть переплет, понять, что всё прошло, что нужно жить дальше, легче, проще. Без видений - по три штуки за час. Без наивных попыток что-то просчитать. Без ощущения опасности...
"А ведь меня первый раз в жизни назвали Хозяйкой. И не просто Хозяйкой - Светлой. Смешно, смешно... Теперь бы ещё подняться"
Желания, конечно, пришлось задавать - оба они не казались разумными и подходящими, да и испытывать терпение маэстро было незачем. И слово "Забудь" было жестоко, но разумно. Это Капелла понимала. Как и то, что сильные люди не приемлют жалости, и то, что давно уже поздно. Закусив губу, она аккуратно оперлась ладонями о прохладные доски сцены, и медленно поднялась, чуть шатнувшись, пытаясь уловить равновесие. Если отпускают столь явно - нужно идти. И пусть победа не воспринимается таковой, пусть ночью будет трудно заснуть, пусть коленки норовят подломиться и дрожат...
Капелла с некоторой завистью подумала о трости маэстро - ей она сейчас была бы очень кстати - и, балансируя руками, жалея о том, что спуститься, держась за стену не получиться, направилась к лестнице.
"Не упасть. Доползти до двери, выползти за неё, а там можно и пересидеть. Тем более что если упаду - то очень больно."
По лестнице она сошла очень осторожно, ругая про себя тех, кто вообще придумал такую вещь, как ступеньки. На последней споткнулась, но, к счастью, дверь была уже близко, и удалось спружинить руками о неё.
"Чтобы я ещё раз общалась с людьми с таким бурным прошлым, пока Дар не пробудиться полностью. Да никогда."
Остановилась, опершись о дверь и передыхая, выравнивая сбитое дыхание. Хотела было обернуться и сказать что-нибудь вычурное, прощальное, красивое - но ничего достаточно изящного в голову не шло. И вот, младшая Ольгимская, не оборачиваясь, взмахнула рукой - пальцы чуть подрагивали - и, резко открыв дверь, выскользнула наружу.

Отредактировано Виктория Ольгимская мл. (2011-07-26 15:48:36)

+1


Вы здесь » Мор. Утопия » Письма из прошлого » Письмо №3. В тени Театра