ВОДА. МИФЫ И ФАКТЫ
Вода — это источник жизни, знания и связи между собой всего сущего, но также может быть носителем зла.
«Все соками степными живем. И твирь-трава из степи свои соки тянет, и солнце из твирь-травы свои соки пьет, и бык свое берет-отдает — и человек, червь грешный, за своими надобностями землю высасывает. Жидкость телес — дар и ключ к пониманию всего!»
Город расположен на реке Горхон, от которой отходит два притока: Жилка и Глотка. Пить воду из этих рек разрешено лишь животным, а люди довольствуются скрытыми источниками, которые считаются среди людей дарами Степи. Степные предания говорят, что люди не смогут добыть воду самостоятельно. «Кровь земли прячется от людей». Даже если прокопать вглубь метров сто - воды не будет.
В Городе и в Степи имеются несколько ключей, говорят, источники наполнены абсолютно разной водой: одна — сытная, другая — радостная, третья — злая. Три источника, носящие красивые языческие названия, находятся в Городе:
1) Голгур. Каменный источник Собора. Слово с непонятной этимологией. Примерный перевод - гладкий глоток.
2) Тыпхе. Источник-колодец на Шнурочной Площади. Слово означает "колодец".
3) Сугаг Хадуг. Находится на стыке Степи и Гнилого поля. Некогда его вода считалась священной, но уроженцы остерегаются ее пить из-за близости источника к полям захоронений.
«Воду из Сугага пить не можно, профессор. Как тебе кто глоток воды даст, ты его, голубчика за горло бери и спрашивай — не из Сугага ли водицу брал? А сознается — вылей ему это воду в пасть, чтобы не травил честных людей. Через эту вода зло идет. Не язва, нет... Зло».
При постройке Проекта Быков источник был разрушен.
ТЕЛО В ВОЗЗРЕНИЯХ УКЛАДА
«Тело священно. Голое тело — самое чистое подобие мира. Раньше любой следил за собой, как за храмом. Незадолго до домината Сабуровых из нашего сообщества (Уклада)изгоняли уродов и калек. Так требовал Уклад. Их пожирала Степь. Земля исправляла свои ошибки. Местные верили, что если Степь не вернет урода в свою утробу, он вылезет наружу в виде злого духа — мерзости, мары или шабнак-адыр. Вот так оно все и получается. Поэтому тут не жаловали калек».
Вскрытие тела любым, кто не является потомственным менху, воспринимается Укладом как омерзительное кощунство.
Одежда в Укладе соответствует их мировоззрению. Степняки скрывают свое тело от злых сил, кутаясь в кучи тряпья. Только Твириновые Невесты имеют право обнажать свое священное тело - они знают Танец, который вызывает из Земли траву.
ТВИРИНОВЫЕ НЕВЕСТЫ
Также зовутся Травяными.
Твириновые Невесты - степные женщины, с помощью танца выхывающие из Земли травы.
«Я знаю танец. Когда я танцую, я есть. Я дарю свою влагу Земле, выманивая из нее твирь. Но потом, когда твирь цветет, меня не пьянит ее аромат».
«Еще вчера я была девочкой. А теперь я танцую с землей, пою траве, вызываю савьюр своим шепотом».
Травяные невесты умеют ухаживать за травой, они способствуют хорошему урожаю.
Дар вызывать траву из земли передается по наследству: от бабушки к матери, от матери к дочери. Пока твириновая невеста не передаст свой дар наследнице, только она может вызывать траву из нутра Суок.
Черви торгуют Твириновыми Невестами, считается в Городе совершенно нормальным, что одонги отдают своих доччерей и получают за них хорошую плату.
«Моя дочь — Невеста, умеет вызывать из Земли траву. Хорошо умеет — посмотри, какое было лето! Я продал свою дочь за хорошую цену, продал в жены вот этому Собирателю».
Некоторые Травяные невесты забыли свое прямо назначение и предаются порокам в Городе, продают свое тело, перестают служить Земле.